Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Педагог-психолог образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Но в современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений следует сместить акценты работы психолога. Нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их. В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается в сопровождении педагога.
Т. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий.Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. В связи с этим мной была разработана программа психологического сопровождения педагогов ДОУ. Объём программы составил 6 групповых сеансов, проводимых на базе МКДОУ детский сад № 7 «Солнышко», включающих различные практические упражнения, психотехники.
Тематическое планирование тренинговых занятий с педагогами
№ |
Тема, название мероприятия |
сроки |
ответственный |
цель |
1 |
Тренинг «Психологическое благополучие педагога. Здоровый педагог – здоровые дети» |
ноябрь |
Педагог-психолог |
Обучение навыкам саморегуляции, формирование положительного эмоционального состояния |
2 |
Тренинг на сплочение коллектива «Апельсиновый тренинг» |
декабрь |
Педагог-психолог, инструктор по физической культуре |
Достижение хороших межличностных отношений, оптимального уровня психологической совместимости коллектива |
3 |
Тренинг развития креативности и творческих способностей |
февраль |
Педагог-психолог |
Осознание креативности в себе и её развитие |
4 |
Арт-терапевтический тренинг на самопознание |
март |
Педагог-психолог |
Формирование осознанного отношения к процессу самопознания, мотивации к дальнейшей саморефлексии |
5 |
Тренинг «Спасательный круг» |
апрель |
Педагог-психолог |
Профилактика профессионального выгорания |
6 |
Тренинг «Психологическое благополучие педагога» |
май |
Педагог-психолог |
Обучение навыкам саморегуляции, формирование положительного эмоционального состояния |
7 |
Неделя психологии в ДОУ |
март |
Педагог - психолог |
Вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, формирование интереса к психологии. |
|
Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ, снятие эмоционального напряжения в условиях введения ФГОС дошкольного образования является востребованной и требует оказания своевременной психологической профилактики.
В нашем ДОУ эффективной формой профилактики эмоционального напряжения педагогов мной был выбран психологический тренинг, который позволяет:
- познакомить педагогов с приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визуализации, концентрации) ;
- развить навыки управления стрессом, навыки позитивного мышления.
- снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость педагогов,
-повысить сплоченность коллектива. |
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
|
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется.
Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в детском саду. Человеческий фактор в детском саду включает в себя психологические и социально- психологические особенности педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса. |
Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива
«Апельсиновый тренинг»
|
|