Всего лишь каких-то 15-20 лет назад родители и педагоги хватались за голову, если ребенок был «трудным», «не таким, как все», слишком много шалил, дразнился или, наоборот, проводил все время в уединении, игнорируя других ребят. Воспитатели стремились воспитывать, учителя пытались учить, а мамы и папы нередко просто опускали руки и считали свое чадо неисправимым. Легко догадаться, что все три эти способа не приводят к положительному результату: в лучшем случае, человек преодолеет свои затруднения самостоятельно, а в худшем – негативные стороны характера могут принести немало бед и ошибок.
Сегодня же почти каждый знает: если с ребенком «что-то не так», то есть специалист, который поможет разобраться, поговорит по душам и с родителями и с малышом, предложит несколько вариантов стратегии воспитания или просто даст ценный совет – это детский психолог.
Психолог – это не педагог и не врач!
Многие до сих пор путают профессии врача и психолога, считая, что к психологу приходят люди больные, и он обязан их лечить, применяя различного рода манипуляции. Другие полагают, что психолог сродни учителю или воспитателю – он непременно должен давать указания, отчитывать, воспитывать, поучать, то есть, всячески переделывать детскую душу под угодный взрослым стандарт. В любом случае, такие подходы предполагают какое-то воздействие на личность ребенка. К деятельности психолога это не имеет никакого отношения. Поэтому, прежде, чем вместе со своим малышом записаться на прием к детскому психологу, помните следующее:
· Психолог работает только с психически здоровыми людьми. Те, кто приходит к нему на прием, называются не пациентами, а клиентами. Если у вас есть жалобы на физическое состояние ребенка, то психолог предложит вам параллельно с консультированием пройти медицинское обследование. Только после этого можно будет говорить, имеет заболевание психологические или какие-то иные причины.
· Психолог не обязан знать, как положено воспитывать детей – это не является его профессиональной задачей. Хороший психолог никогда не станет навязывать ребенку стереотипы взрослых и требовать от него соответствия требованиям родителей и учителей.
· Работа психолога заключается в том, что он становится на время другом семьи, человеком, сопровождающим развитие личности ребенка. Психологические методы позволяют обнаружить проблемы развития, скорректировать их и помочь малышу раскрыть свой человеческий и творческий потенциал.